18.03.2023 16:37:43 (GMT+12)

«Магадан» - одна из новейших дизель-электрических подводных лодок в составе Тихоокеанского флота ВМФ России. В октябре минувшего года субмарина под командованием капитана 2 ранга Дмитрия Куликова завершила межфлотский переход по Северному морскому пути и прибыла на службу во Владивосток.
С тех пор подводники выполнили ряд учебно-боевых задач в море, в том числе освоили пуски крылатых ракет «Калибр». Но какими бы трудными ни были задачи по предназначению, ежедневно в экипаже проводятся тренировки по борьбе за живучесть корабля. На одной из них побывал ваш корреспондент.
По легенде тренировки подвёл камбуз: «загорелась» электроплита для готовки блюд. Запах гари почувствовал кок-вестовой матрос контрактной службы Евгений Фатеев. Как и требует инструкция на действия в подобных случаях, Евгений тут же проголосил о ЧП в коридор, доложил по телефону дежурной вахте в центральном посту и надел изолирующий противогаз ИП-Д.
Трелью коротких, 25-30, звонков наполнилась подлодка. По корабельной связи дежурный офицер командир штурманской боевой части капитан-лейтенант Афанасий Афанасьев объявил учебную боевую тревогу.
Тут надо пояснить, где находится камбуз. Он расположен в третьем отсеке вместе с жилой зоной. Кроме того, здесь в отдельном замкнутом объёме хранятся аккумуляторные батареи. И всегда в третьем отсеке есть кто-то из подводников. Поэтому радикальный способ борьбы - системой объёмного азотного пожаротушения - откладывается, ставка делается на воздушно-пенные огнетушители ОВП-8 и умение находящихся в отсеке военнослужащих справиться с очагом возгорания самостоятельно.
За алгоритмом действий экипажа в центральном посту управления внимательно следит старший помощник командира корабля капитан 3 ранга Михаил Тугарин. Тренировку контролирует временно исполняющий обязанности командира субмарины капитан 3 ранга Игорь Шугалей.
- Третий отсек изолирован! - приходят доклады из смежных отсеков.
- Камбуз обесточен, вентиляция отключена! - сообщил электрик БЧ-5 матрос контрактной службы Денис Аскеров.
- Принимаю организацию пожаротушения на себя! - доложил капитан-лейтенанту Афанасьеву старший мичман Виталий Мельников. Он старшина команды электриков БЧ-5 и в момент ЧП оказался в третьем отсеке.
Тем временем у задраенных люков по обе стороны «аварийного» отсека уже созданы рубежи обороны. Их предназначение - спасти от пожара всю субмарину, если ситуация в горячей точке выйдет из-под контроля. А ещё бойцы на этих рубежах готовы передать своим товарищам-огнеборцам дополнительные средства пожаротушения. Но команды разблокировать третий отсек пока что нет.
В экипаже немало военнослужащих, кто своим ратным трудом приумножает славные боевые традиции. Многие из них являются последователями лучших специалистов военных лет прославленного экипажа легендарной подводной лодки С-56, которой командовал Герой Советского Союза Г.Щедрин.
Ныне гвардейская Краснознамённая подводная лодка С-56, поднятая на пьедестал, стала мемориальным кораблём-музеем, но её боевая слава продолжается в ратных делах подводников наших дней.
Экипаж «Магадана» по праву считается в соединении одним из лучших. Не раз подчинённые капитана 3 ранга Шугалея в море демонстрировали высокое мастерство, точно в цель отправляли свои торпеды. Основы успеха коллектива закладывались в ходе напряжённой боевой учёбы. Сам командир субмарины считает, что для повышения эффективности ратного труда мало лишь занятий и тренировок, проводимых в базе. Боевого совершенства можно добиться только в том случае, если каждая миля в море будет насыщена напряжённым трудом всех, без исключения, членов экипажа. Поэтому независимо от того, какие цели стоят перед подводниками в море, все свободные от вахт военнослужащие настойчиво изучают оружие и боевую технику, тренируются в их использовании.
Эмоциональное напряжение в экипаже нарастает. Всех волнует вопрос: справились ли с очагом пожара старший мичман Мельников, кок Фатеев, старшие матросы Алексей Панкратов и Игорь Петров? Бойцы на рубежах обороны сообщают, что по тактильным ощущениям смежные переборки не нагрелись, а значит, крупного возгорания нет.
И вот приходит долгожданный доклад от старшины команды электриков:
- Пожар потушен! Потерь среди личного состава нет!
Говоря о морской мощи нашей страны и её подводной составляющей, нельзя не отметить, что она продолжает расти - идёт активное оснащение флота новыми подводными лодками, как атомными, так и неатомными.
Оснащение подводной составляющей Военно-Морского Флота находится в центре особого внимания, отметил недавно главком ВМФ адмирал Н.Евменов. Это обусловлено главной нашей задачей сдерживания и нейтрализации любых угроз безопасности государства с морских и океанских направлений.
Главком также напомнил, что ВМФ России - страны, имеющей самую большую протяжённость морских границ, является океанским. Географическое положение государства, а также существующие и прогнозируемые вызовы - всё это учитывается при планировании развития подводных сил, которое ведётся в соответствии с утверждённой Военной доктриной и планами по оснащению ВМФ новыми атомными и неатомными подводными лодками 4-го поколения, обладающими превосходными характеристиками по вооружению и техническим средствам, по своей скрытности и манёвренности.
Процесс проектирования и строительства подводных лодок серии имеет важную особенность. Каждый последующий корабль одного и того же проекта воплощает в себе всё более новые технологические решения. В этом есть неоспоримая логика, следуя которой мы идём в ногу с мировым научно-техническим прогрессом в области подводного кораблестроения, а зачастую и опережаем его. Для этого у нас есть всё: и научная база, и блестящая проектно-конструкторская мысль, и предприятия, способные строить надёжные и современные подводные лодки.
Наши подводники чувствуют себя в море уверенно, как и подобает военным морякам Российского флота. Практическая подготовка подводников ВМФ России находится на уровне, позволяющем решать по-настоящему масштабные задачи. Они отрабатывают и повышают своё мастерство на учениях различного уровня, в боевых походах.
Сегодня подготовка подводников атомных и дизель-электрических подводных лодок находится на таком уровне, который позволяет им выходить в море, не сомневаясь в своих знаниях и практических умениях.
С начала тренировки минуло более 20 минут. Из-за меньшей предельной автономности изолирующих противогазов ИП-Д спасателям пришлось надеть шланговые дыхательные аппараты ШДА, в которые воздух нагнетается принудительно. В них огнеборцы и завершили операцию. Но какова сейчас атмосфера в третьем отсеке? Есть ли угарный газ, другие вредные и опасные фракции?
Руководитель тренировки капитан-лейтенант Афанасий Афанасьев отдаёт распоряжение включить стационарные газовые анализаторы. Показания с датчиков выводятся на экраны в центральном посту управления «Магадана». Объективный контроль показал, что состав воздуха в норме и безопасен для дыхания. Но в алгоритме борьбы с огнём есть ещё один, контрольный замер. Это когда кто-то из подводников снимает средство индивидуальной защиты органов дыхания и личными ощущениями ставит точку в проверке воздуха. На этот раз контролёром стал старший моторист электромеханической боевой части старший матрос контрактной службы Игорь Петров. Постояв минуту без маски и не ощутив дискомфорта, боец доложил в центральный пост:
- Чувствую себя нормально!
На этом тренировка подводников завершается.
Интересуюсь у старпома Михаила Тугарина его мнением о состоявшейся тренировке.
- Экипаж действовал грамотно, решительно и слаженно, - считает Михаил Сергеевич. - Мне не пришлось давать какие-либо дополнительные вводные. Именно так и следует поступать в реальной обстановке.
Владимир БОЧАРОВ.
Фото автора.
https://vk.com/boevaya_vahta
С тех пор подводники выполнили ряд учебно-боевых задач в море, в том числе освоили пуски крылатых ракет «Калибр». Но какими бы трудными ни были задачи по предназначению, ежедневно в экипаже проводятся тренировки по борьбе за живучесть корабля. На одной из них побывал ваш корреспондент.
По легенде тренировки подвёл камбуз: «загорелась» электроплита для готовки блюд. Запах гари почувствовал кок-вестовой матрос контрактной службы Евгений Фатеев. Как и требует инструкция на действия в подобных случаях, Евгений тут же проголосил о ЧП в коридор, доложил по телефону дежурной вахте в центральном посту и надел изолирующий противогаз ИП-Д.
Трелью коротких, 25-30, звонков наполнилась подлодка. По корабельной связи дежурный офицер командир штурманской боевой части капитан-лейтенант Афанасий Афанасьев объявил учебную боевую тревогу.
Тут надо пояснить, где находится камбуз. Он расположен в третьем отсеке вместе с жилой зоной. Кроме того, здесь в отдельном замкнутом объёме хранятся аккумуляторные батареи. И всегда в третьем отсеке есть кто-то из подводников. Поэтому радикальный способ борьбы - системой объёмного азотного пожаротушения - откладывается, ставка делается на воздушно-пенные огнетушители ОВП-8 и умение находящихся в отсеке военнослужащих справиться с очагом возгорания самостоятельно.
За алгоритмом действий экипажа в центральном посту управления внимательно следит старший помощник командира корабля капитан 3 ранга Михаил Тугарин. Тренировку контролирует временно исполняющий обязанности командира субмарины капитан 3 ранга Игорь Шугалей.
- Третий отсек изолирован! - приходят доклады из смежных отсеков.
- Камбуз обесточен, вентиляция отключена! - сообщил электрик БЧ-5 матрос контрактной службы Денис Аскеров.
- Принимаю организацию пожаротушения на себя! - доложил капитан-лейтенанту Афанасьеву старший мичман Виталий Мельников. Он старшина команды электриков БЧ-5 и в момент ЧП оказался в третьем отсеке.
Тем временем у задраенных люков по обе стороны «аварийного» отсека уже созданы рубежи обороны. Их предназначение - спасти от пожара всю субмарину, если ситуация в горячей точке выйдет из-под контроля. А ещё бойцы на этих рубежах готовы передать своим товарищам-огнеборцам дополнительные средства пожаротушения. Но команды разблокировать третий отсек пока что нет.
В экипаже немало военнослужащих, кто своим ратным трудом приумножает славные боевые традиции. Многие из них являются последователями лучших специалистов военных лет прославленного экипажа легендарной подводной лодки С-56, которой командовал Герой Советского Союза Г.Щедрин.
Ныне гвардейская Краснознамённая подводная лодка С-56, поднятая на пьедестал, стала мемориальным кораблём-музеем, но её боевая слава продолжается в ратных делах подводников наших дней.
Экипаж «Магадана» по праву считается в соединении одним из лучших. Не раз подчинённые капитана 3 ранга Шугалея в море демонстрировали высокое мастерство, точно в цель отправляли свои торпеды. Основы успеха коллектива закладывались в ходе напряжённой боевой учёбы. Сам командир субмарины считает, что для повышения эффективности ратного труда мало лишь занятий и тренировок, проводимых в базе. Боевого совершенства можно добиться только в том случае, если каждая миля в море будет насыщена напряжённым трудом всех, без исключения, членов экипажа. Поэтому независимо от того, какие цели стоят перед подводниками в море, все свободные от вахт военнослужащие настойчиво изучают оружие и боевую технику, тренируются в их использовании.
Эмоциональное напряжение в экипаже нарастает. Всех волнует вопрос: справились ли с очагом пожара старший мичман Мельников, кок Фатеев, старшие матросы Алексей Панкратов и Игорь Петров? Бойцы на рубежах обороны сообщают, что по тактильным ощущениям смежные переборки не нагрелись, а значит, крупного возгорания нет.
И вот приходит долгожданный доклад от старшины команды электриков:
- Пожар потушен! Потерь среди личного состава нет!
Говоря о морской мощи нашей страны и её подводной составляющей, нельзя не отметить, что она продолжает расти - идёт активное оснащение флота новыми подводными лодками, как атомными, так и неатомными.
Оснащение подводной составляющей Военно-Морского Флота находится в центре особого внимания, отметил недавно главком ВМФ адмирал Н.Евменов. Это обусловлено главной нашей задачей сдерживания и нейтрализации любых угроз безопасности государства с морских и океанских направлений.
Главком также напомнил, что ВМФ России - страны, имеющей самую большую протяжённость морских границ, является океанским. Географическое положение государства, а также существующие и прогнозируемые вызовы - всё это учитывается при планировании развития подводных сил, которое ведётся в соответствии с утверждённой Военной доктриной и планами по оснащению ВМФ новыми атомными и неатомными подводными лодками 4-го поколения, обладающими превосходными характеристиками по вооружению и техническим средствам, по своей скрытности и манёвренности.
Процесс проектирования и строительства подводных лодок серии имеет важную особенность. Каждый последующий корабль одного и того же проекта воплощает в себе всё более новые технологические решения. В этом есть неоспоримая логика, следуя которой мы идём в ногу с мировым научно-техническим прогрессом в области подводного кораблестроения, а зачастую и опережаем его. Для этого у нас есть всё: и научная база, и блестящая проектно-конструкторская мысль, и предприятия, способные строить надёжные и современные подводные лодки.
Наши подводники чувствуют себя в море уверенно, как и подобает военным морякам Российского флота. Практическая подготовка подводников ВМФ России находится на уровне, позволяющем решать по-настоящему масштабные задачи. Они отрабатывают и повышают своё мастерство на учениях различного уровня, в боевых походах.
Сегодня подготовка подводников атомных и дизель-электрических подводных лодок находится на таком уровне, который позволяет им выходить в море, не сомневаясь в своих знаниях и практических умениях.
С начала тренировки минуло более 20 минут. Из-за меньшей предельной автономности изолирующих противогазов ИП-Д спасателям пришлось надеть шланговые дыхательные аппараты ШДА, в которые воздух нагнетается принудительно. В них огнеборцы и завершили операцию. Но какова сейчас атмосфера в третьем отсеке? Есть ли угарный газ, другие вредные и опасные фракции?
Руководитель тренировки капитан-лейтенант Афанасий Афанасьев отдаёт распоряжение включить стационарные газовые анализаторы. Показания с датчиков выводятся на экраны в центральном посту управления «Магадана». Объективный контроль показал, что состав воздуха в норме и безопасен для дыхания. Но в алгоритме борьбы с огнём есть ещё один, контрольный замер. Это когда кто-то из подводников снимает средство индивидуальной защиты органов дыхания и личными ощущениями ставит точку в проверке воздуха. На этот раз контролёром стал старший моторист электромеханической боевой части старший матрос контрактной службы Игорь Петров. Постояв минуту без маски и не ощутив дискомфорта, боец доложил в центральный пост:
- Чувствую себя нормально!
На этом тренировка подводников завершается.
Интересуюсь у старпома Михаила Тугарина его мнением о состоявшейся тренировке.
- Экипаж действовал грамотно, решительно и слаженно, - считает Михаил Сергеевич. - Мне не пришлось давать какие-либо дополнительные вводные. Именно так и следует поступать в реальной обстановке.
Владимир БОЧАРОВ.
Фото автора.
https://vk.com/boevaya_vahta