ПМЭФ-2022: курс на технологическое лидерство и новые партнерства, «точка сборки» международной коалиции вокруг России

ПМЭФ-2022: курс на технологическое лидерство и новые партнерства, «точка сборки» международной коалиции вокруг России

03.07.2022 19:40:37 (GMT+12)

ПМЭФ-2022: курс на технологическое лидерство и новые партнерства, «точка сборки» международной коалиции вокруг России
1.СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ НА ФОНЕ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ

Несмотря на существенное усилившееся в текущем году внешнеполитическое давление на Россию, юбилейный XXV Петербургский экономический форум, состоявшийся 15-19 июня 2022 года, стал одним из наиболее резонансных деловых и политических мероприятий мира. По данным организаторов, его посетили около 14 000 участников (примерно на 1000 человек превышает показатели 2021 года) из 130 стран (при этом 79 государств направили на мероприятие официальных представителей), на площадках мероприятия было заключено 691 соглашение на 5,6 трлн рублей (что существенно превысило результаты ПМЭФ-2021, когда инвестиционный потенциал заключенных контрактов составил 3,8 трлн рублей).

В пленарном заседании форума приняли участие президент России Владимир Путин, глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев, а свои видеообращения направили председатель КНР Си Цзиньпин и президент Египта Абдул-Фаттах Ас-Сиси. Можно отметить и участие в мероприятиях форума ряда других статусных зарубежных политиков – от президента Армении Ваагна Хачатуряна до члена Президиума Боснии и Герцеговины от сербского народа Милорада Додика.

Однако не менее важно качественное изменение миссии форума: он стал «точкой сборки» обновленной международной коалиции вокруг России, драйвером «новой индустриализации», одной из ключевых экспертных площадок, на которой формируется база для перезагрузки российских элит в новых условиях.

Можно выделить несколько важных аспектов проведения форума в 2022 году:

1.Возросшее внутриполитическое значение. Выступление Владимира Путина на пленарном заседании форума по охвату внутриполитических тем уже сравнили с посланием Федеральному Собранию. Характерно детальное внимание президента не только к региональной, но и к локальной повестке. Среди ярких примеров - поручение главы государства задействовать дополнительные средства, которые поступят от продажи продукции АПК на внешних рынках, для решения задач по комплексному развитию сельских территорий в России, а также рассмотрение президентом проблем формирования комфортной городской среды и инфраструктурного развития малых городов и исторических поселений (в частности, Владимир Путин поручил направить на реконструкцию и модернизацию сельских домов культуры в 2023-2024 годах около 16 млрд. рублей дополнительно). В перспективе – такой тренд будет способствовать повышению внимания более широкой внутрироссийской аудитории к работе форума (в том числе на уровне локальных лидеров общественного мнения), усиливать его значение при формировании повестки предвыборных кампаний, создавать дополнительные возможности по расширению связей страны с зарубежными бизнес-игроками в условиях санкций.

2. Дополнительная роль форума в период усилившегося санкционного давления. Возрастает значение форума в рамках работы с наиболее перспективными регионами мира (можно отметить значение состоявшего на форуме бизнес-диалога Россия — Африка в рамках подготовки к саммиту по данной теме, который ранее была анонсирован на осень 2022 года), а также сохранения связей с партнерами из западных стран, присоединившихся или даже выступивших в роли инициаторов санкций (например, как отмечают организаторы, около 60 участников прибыло на мероприятие из США). Тренд на более тесную связку между внутри- и внешнеэкономической тематики в рамках форума, заданный президентом, может способствовать и укреплению роли ПМЭФ в реализации российской политики «мягкой силы» (в частности, формирования на примере региональных и локальных программ для российских регионов позитивного образа реализации концепции «консерватизма развития», продвигаемой Кремлем и в рамках работы с внешней аудиторией).

При этом на фоне кризиса, переживаемого экономиками ведущих западных стран, возрастает запрос элит ряда государств Азии, Африки и Латинской Америки на укрепление собственных позиций в этих условиях или - в перспективе - корректировку целого ряда сложившихся международных практик. В этих условиях (вероятно, уже в перспективе 2023-2024 годов) может возрасти как минимум экспертная роль ПМЭФ в обсуждении этих новых правил игры. В этом контексте DDoS-атаки на интернет-ресурсы форума, о которых упоминали организаторы, могут быть связаны не только с ситуацией вокруг Украины, но и проявлением тревожности ряда существующих центров силы по поводу подобных перспектив мероприятия (тем более что организаторы ПМЭФ упоминали и о прямом давлении на государства, намеренные принять участие в данном событии).

3. На форуме были обозначены контуры экономической политики в условиях санкционных вызовов – как отметил президент, «достижение настоящего технологического суверенитета» в сочетании с поддержкой частной инициативы и снижением административной нагрузки на бизнес. Сотрудничество с малым и средним бизнесом в европейских государствах было названо некоторыми иностранными участниками форума (например, предпринимателями из Италии) возможным перспективным направлением для антисанкционной политики России.

4.Усилившийся акцент на обсуждение социальных, гуманитарных, благотворительных проектов. Этот тренд был поддержан Владимиром Путиным, посвятившим значительную часть своего выступления на пленарном заседании именно социальным вопросам (от снижения ставки по льготной ипотеке до 7% до демографической политики). Показателен резонанс, связанный с сессиями, посвященным здравоохранению и снабжению населения лекарственными препаратами; проведение встречи «Продвигая социально ориентированное устойчивое будущее», в рамках которой прошло экспертное обсуждение поддержки местных сообществ и потенциала НКО; участие в мероприятиях форума ряда авторитетных представителей благотворительных организаций (в том числе связанных с православным сообществом). Это, безусловно, существенно расширяет повестку форума, но кроме того – задает новый уровень требований к российским элитам, является маркером продолжения их перезагрузки, вышедшей на новый этап после проведения общероссийского голосования по предложенным президентом конституционным поправкам в 2020 году. В этом смысле показательна ироничная метафора секретаря оргкомитета ПМЭФ, советника президента Антона Кобякова по поводу новой повестки для российских элит («перестанем строить за рубежом яхты по миллиарду, вот и появятся у нас и детские сады и дети, которые будут туда ходить»).

5. Укрепляется роль ПМЭФ в качестве площадки, где наиболее резонансные стратегические темы глобальной повестки получают национально ориентированное содержание. В частности, довольно заметный блок выступления президента в ходе пленарного заседания составили вопросы «зеленой повестки» и сохранения климата – но в контексте развития технологий, способствующих снижению вредных выбросов крупных промышленных предприятий, защиты особо охраняемых природных территорий, тесной связи с решением конкретных проблем в российских регионах (Владимир Путин, например, упомянул о необходимости ликвидировать накопленный вред природе от деятельности Байкальского ЦБК). Хотя на форуме прозвучали и весьма резкие оценки перспектив «зеленой повестки» (можно отметить реплику главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина, что антироссийские санкции, по сути, покончили с «зеленым переходом»), президент задал новые темы для диалога, в том числе, с зарубежными общественниками, ориентированными на экологическую проблематику – возможно, уже на перспективу 2023-2024 годов.

2.МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТАКТЫ: НОВАЯ ПОВЕСТКА

Тема Петербургского экономического форума в 2022 году была обозначена как «Новый мир - новые возможности», что предполагает акцент на перезагрузку внешнеполитических задач ключевых международных игроков в новых условиях. Россия, подтвердив значение ряда ключевых внешнеполитических приоритетов предыдущих лет (например, в сфере развития ЕАЭС) и не разрывая контактов с договороспособными партнерами в западных странах, активизирует сотрудничество с рядом государств «глобального Юга», в том числе наполняя новым содержанием ряд направлений деятельности, имевших особое значение еще в советский период.

Сохраняется особое значение евразийских интеграционных проектов. Недаром в пленарном заседании ПМЭФ принял участие президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, руководитель Казахстана - одного из ключевых партнеров России по ЕАЭС. Вопросам взаимодействия государств постсоветского пространства был посвящен ряд тематических мероприятий форума, например, сессия «Партнерства в Евразии: новые возможности», где, в частности, обсуждались возможности Евразийского экономического союза на фоне ситуации, сложившейся на мировых продовольственных рынках (на этой теме акцентировал внимание, например, вице-премьер Алексей Оверчук). В свою очередь, тема развития транспортных коридоров, затронутая в ходе пленарного заседания форума Владимиром Путиным, также может ставить дополнительные задачи перед ЕАЭС (как в случае с маршрутом «Европа-Западный Китай») либо создавать потенциал для расширения сотрудничества России с рядом государств Евразии, не входящих в это объединение (как в ситуации с Международным транспортным коридором «Север-Юг»), в обоих случаях способствуя повышению инвестиционной привлекательности и развития новых инфраструктурных проектов в ряде российских регионов.

Бизнес-диалог Россия-Африка (в мероприятии приняло участие около 200 человек), с одной стороны, обозначил очередной этап подготовки к соответствующему саммиту, который должен состояться в текущем году, а с другой – позволил поднять и ряд вопросов, выходящих за пределы узкорегиональной повестки. Например, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в ходе мероприятия напомнил об инициативе, выдвинутой Китаем после кризиса 2008-2009 годов, предполагающей использование корзины специальных прав заимствований вместо долларов как более стабильной и не зависящей от эмиссионных властей США расчетной единицы.

На фоне повышенного внимания СМИ и общественности к перспективам взаимодействия России с государствами Восточной и Южной Азии, расширяется сотрудничество Москвы со странами арабского мира. Страной-гостем форума стал Египет, а в следующем году в этом статусе выступят Объединенные Арабские Эмираты. Можно отметить и переговоры между вице-премьером Александром Новаком и министром энергетики Саудовской Аравии принцем Абдель Азизом бен Сальманом Аль Саудом, состоявшиеся в период проведения форума. Показательно, что ранее очная встреча между данными представителями России и Саудовской Аравии состоялась в конце 2021 года в ходе рабочего визита Новака в Эр-Рияд. Это свидетельствует о том, что в период проведения форума заметно активизируются российские внешнеполитические контакты, в том числе с представителями государств, к которым проявляют особое внимание США (отметим обсуждавшиеся в СМИ планы Джозефа Байдена по организации визиту в Саудовскую Аравию в июле 2022 года).

Активизация взаимодействия с нейтральными странами не отменяет сохранения прагматичного взаимодействия России с представителями бизнес-сообщества в ЕС, США и ряде государств, присоединившихся к антироссийским санкциям. Показательной стала сессия «Западные инвесторы в России: новые реалии», ряд иностранных участников которой выступили с собственными экспертными оценками перспектив восстановления экономических связей Москвы с договороспособными силами на Западе. Так, гендиректор ассоциации «Конфедерация итальянской промышленности» Альфредо Гоцци предложил ведущим игрокам российской экономики в условиях санкций сконцентрироваться на контактах с малыми и средними предприятиями как «более адаптивными к меняющимся реалиям».

В целом неудавшийся «экономический блицкриг» (как охарактеризовал санкционные меры западных держав Владимир Путин) усиливает запрос многих представителей западных бизнес-элит на новые неформальные каналы коммуникаций с Россией (именно в таком контексте можно интерпретировать реплику Антона Кобякова: «мир многохитростный, а бизнес дело непростое») и в то же время – предполагает задействование схожих каналов партнерами Москвы из нейтральных государств, которые не всегда готовы противостоять прямому давлению США и ряда западных игроков. В этих условиях Петербургский международный экономический форум становится одним из ключевых событий для формирования новой архитектуры неформальных международных связей, которые при определенных условиях могут перерасти и в выстраивание более тесной международной коалиции вокруг России.

3.ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА НА ФОРУМЕ: СОПРЯЖЕНИЕ ПОВЕСТОК

Можно отметить сопряжение повесток ПМЭФ и ключевых мероприятий с участием Владимира Путина, проходивших накануне и во время проведения форума. Так, именно на полях Петербургского экономического форума состоялось совещание под председательством президента по вопросам развития автомобильной промышленности, где рассматривались вопросы эффективности программ поддержки спроса на коммерческий автотранспорт, обновления парка общественного транспорта в регионах, укрепления опорной сети автодорог в субъектах РФ. Кроме того, прошедшее 18 июня 2022 года открытие объектов здравоохранения в регионах в режиме видеоконференции с участием президента вполне можно сопоставить с тематикой ряда мероприятий, затрагивающих проблемы медицины и фармацевтической отрасли, проходивших на полях ПМЭФ.

Наконец, стоит выделить ряд мероприятий, проходивших в первой половине июня 2022 года в преддверии форума и взаимосвязанных с тематикой ряда дискуссий на ПМЭФ: например, встречу президента с молодыми предпринимателями, инженерами и учеными – участниками будущего форума, состоявшуюся в инновационно-образовательном комплексе «Техноград» на ВДНХ в Москве; переговоры Владимира Путина с председателем Африканского союза, президентом Сенегала Макки Саллом, что можно сопоставить с «африканской повесткой» форума; диалог главы государства с руководителем фонда «Круг добра» протоиереем Александром Ткаченко, который можно соотнести, в том числе, с благотворительной и гуманитарной составляющей прошедших позднее мероприятий ПМЭФ.

Подобный тренд может получить дальнейшее развитие в последующие годы, предполагая как более масштабную подготовку к форуму на уровне мероприятий с участием президента, так и более явное влияние ПМЭФ на государственную политику (причем, не только в сфере внешнеэкономических связей, но также в рамках региональной политики Центра и социальной повестки).

Показательно, что одним из первых мероприятий в рамках ПМЭФ стало проведение Форума малого и среднего предпринимательства, в ходе которой обсуждались новые подходы к поддержке бизнеса этого уровня в условиях санкционного кризиса. В частности, первый вице-премьер Андрей Белоусов в ходе данного мероприятия заявил о необходимости расширения ассортимента продукции данного сектора и, по сути, о возросшем значении малого бизнеса в рамках решения задач по импортозамещению. Фактически, это предполагает не только снижение административной нагрузки на предпринимателей этого уровня (о чем заявлял и Владимир Путин), но и формирование новых каналов взаимодействия между федеральными властями и малым бизнесом. В дальнейшем, такой тренд также может сработать на рост значения Петербургского экономического форума и, возможно, появление постоянно действующих диалоговых и экспертных площадок под его эгидой для обсуждения государственной политики в сфере поддержки МСП.

Конкретные проекты, представленные федеральными ведомствами, подтвердили обозначенный президентом курс на сопряжение федеральной и локальной повестки в рамках антисанкционной политики. Так, заметный резонанс в прессе получила презентация сети национальных маршрутов России, представленной главой Ростуризма Зариной Догузовой. Проект предполагает, в том числе, развитие туристического потенциала ряда регионов, рекреационный потенциал которых был недооценен федеральной аудиторией (примером является проект «Жигулевские выходные» для Самарской области), либо воспринимались жителями европейской части страны и иностранными туристами, в первую очередь, как индустриальные кластеры (маршрут «Кузбасс – огонь в сердце»). В дальнейшем, такой курсвполне может предполагать новые шаги по развитию транспортной инфраструктуры и иные меры поддержки данных регионов со стороны Центра. Работа в этом направлении, по сути, является продолжением инициатив Владимира Путина, представленных в Послании Федеральному Собранию 2021 года, где также отмечалась роль туристической отрасли в развитии территорий с подобным потенциалом (прежде всего, малых исторических городов).

Резонансным событием первого дня форума стал Российский фармацевтический форум «Лекарственная безопасность», а также работа пространства «Здоровое общество». Данная тема приобретает дополнительное значение в условиях корректировки приоритетов как фармацевтической отрасли, так и системы здравоохранения на фоне стабилизации эпидемиологической обстановки и, кроме того, может стать значимым направлением сотрудничества России с нейтральными странами (прежде всего, Индией), а также продвижения инвестиционных проектов для регионов, наиболее пострадавших от санкций (например, в рамках развития фармацевтических и медицинских кластеров).

Таким образом, вполне оправданным выглядит оценка Антоном Кобяковым роли ПМЭФ как значимого «смыслового, информационного центра, отражающего срез развития российской экономики и наше стремление к продвижению ее технологической составляющей». В перспективе ближайших лет на этом фоне можно ожидать дальнейшего расширения круга участников форума с трендом на вовлечение в его работу большего числа представителей малого и среднего бизнеса, локальных сообществ, экспертов из регионов.

4.РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ФОРУМА: НИШЕВЫЕ ПРОЕКТЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

На содержание соглашений, подписанных региональными делегациями в ходе ПМЭФ-2022, оказали влияние многие тренды федеральной политики первой половины 2022 года: усилившийся социальный акцент, а также поощрение Центром взаимодействия между субъектами РФ и поиска новых направлений развития, отличающегося от традиционной экономической специализации ряда территорий.

Прежде всего реализация инвестпроектов (в том числе в индустриальных регионах, многие из которых стали более уязвимыми в условиях санкционного давления), которые обсуждались на форуме в текущем году, во многих случаях была тесно взаимосвязана с социальными приоритетами. Например, представителями Самарской области была достигнута договоренность с корпорацией «Уралхим» об инвестициях в завод «ТОАЗ» объемом около 30 млрд. рублей с обязательствами бизнеса по поддержке социальных и иных общественно значимых проектов в Тольятти и других частях региона.

На тактику целого ряда регионов в рамках ПМЭФ повлияла их долгосрочная стратегия, предполагающая комплексный подход к нишевым проектам. Так, в ходе бизнес-сессии «Кинопроизводство в России: новый этап» глава Новгородской области Андрей Никитин заявил об увеличении рибейта (налоговых возвратов) для кинематографистов, работающих в регионе, с 20% до 40%; начале работы на базе НовГУ им. Ярослава Мудрого при поддержке Ассоциации продюсеров кино и телевидения образовательной программы по подготовке специалистов в области инженерных технологий для киноиндустрии; увеличении в текущем году в 4 раза объема средств, выделяемых регионом на проекты, связанные с данной сферой. Подобные приоритеты могут стать драйверами для нескольких отраслей экономики (прежде всего туристической). Другой пример такого подхода - подписание соглашения Челябинской области с корпорацией ДОМ.РФ по реализации программы льготной ипотеки для IT-специалистов, что является одним из фактором диверсификации региональной экономики и развития соответствующей отрасли на Южном Урале.

Заметно возросшее в условиях существенных проблем на мировом продовольственном рынке значение проектов в сфере АПК, в том числе для индустриальных и нефтегазовых регионов. Например, губернатор Тюменской области Александр Моор в ходе ПМЭФ заключил соглашение с компанией «Новый сухопутный Зерновой Коридор» о строительстве в регионе линейного элеватора для хранения до 200 тысяч тонн зерна. Подобные проекты, представленные на форуме, еще раз подчеркивают роль ПМЭФ в реализации курса по более масштабному выходу России на азиатские продовольственные рынки.

Петербургский экономический форум стал площадкой для взаимодействия не только субъектов РФ и крупного бизнеса, но и межрегионального сотрудничества. Так, мэр Москвы Сергей Собянин подписал соглашения о сотрудничестве с главами Алтайского и Хабаровского краев Виктором Томенко и Михаилом Дегтяревым. Документы предполагают достаточно широкую тематику взаимодействия – от АПК до сферы телекоммуникаций, транспорта, информационных коммуникаций, промышленности.

Специальный акцент форума - поддержка территорий Арктической зоны. Среди примеров работы на ПМЭФ федеральных ведомств можно выделить деловую программу стенда Минвостокразвития «Арктика - территория диалога». В сфере взаимодействия регионов и крупного бизнеса стоит отметить, например, соглашение, подписанное губернатором ЯНАО Дмитрием Артюховым и председателем правления «Газпром нефти» Александром Дюковым - по реализации проектов в соответствии со стратегией развития округа до 2035 года, предполагающих, в том числе, развитие транспортной системы в районах недропользования.

Форум сохранил заметное значение для экономики самого Санкт-Петербурга не только в краткосрочной (с точки зрения возможностей для индустрии гостеприимства), но и в долгосрочной перспективе. На полях форума представителями городской администрации были подписаны соглашения на общую сумму около 500 млрд. рублей. При этом предложение секретаря оргкомитета ПМЭФ советника президента Антона Кобякова о необходимости расширения как минимум в два раза площадки «Экспофорума», где проходят соответствующие мероприятия, в процессе реализации может стать дополнительным фактором роста городской экономики – от строительной и туристической отрасли до реализации новых транспортных инфраструктурных проектов.

В перспективе 2023-2024 можно прогнозировать более активное участие в форуме не только региональных, но и муниципальных делегаций (особенно с учетом сохранения особого внимания Кремля к локальной повестке), обсуждение правительством и крупными корпорациями дополнительных мер по стимулированию реализации на местах проектов в рамках диверсификации экономик субъектов Федерации (в том числе индустриальных территорий), более активных дискуссий о перспективах развития регионов - с учетом реализации крупных инфраструктурных проектов и транспортных коридоров.

http://apecom.ru