Рейтинг влияния глав субъектов РФ: российские регионы и региональная политика в декабре 2021 года

Рейтинг влияния глав субъектов РФ: российские регионы и региональная политика в декабре 2021 года

12.01.2022 22:42:22 (GMT+12)

Рейтинг влияния глав субъектов РФ: российские регионы и региональная политика в декабре 2021 года
•Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук.

1.Федеральная политика в отношении регионов

Выстраивание эффективно работающих каналов обратной связи между федеральным центром и регионами (в том числе механизмов контроля за ситуацией на местах), а также внимание к новым аспектам инфраструктурного развития остаются приоритетами Кремля, что подтвердила как большая пресс-конференция, так и другие заявления президента в декабре 2021 года.

Очевидно усиление внимания федерального центра к ситуации с работой коммунальных служб в регионах. Одним из завершающих мероприятий 2021 года с участием главы государства стало совещание о прохождении осенне-зимнего отопительного сезона, в ходе которого Владимир Путин призвал «по линии профильного федерального министерства, и правительства в целом постоянно отслеживать реальную ситуацию в регионах». Президент обратил внимание на «непрозрачную и неэффективную структуру владения генерирующими объектами и сетями». Путин комментировал жалобы, в ходе ежегодной пресс-конференции поступившие из Дагестана, однако можно с уверенностью прогнозировать, что в 2022 году произойдет ужесточение контроля за генерацией на региональном уровне (в том числе с привлечением федеральных правоохранительных структур и резонансными антикоррупционными расследованиями).

Схожей логикой (усиление внимания к определенной сфере в связке с ужесточением контроля) можно связать и резонансное расследование в отношении ректора Казанского федерального университета Ильшата Гафурова. В ходе прошедшего в декабре 2021 года совместного заседания Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию президент обратил внимание на то, что «настоящими флагманами целых территорий становятся научно-исследовательские университеты, опорные высшие учебные заведения в субъектах Федерации». Акцент на развитии национальных вузов может привести к дальнейшим ротациям в руководстве крупных университетов в 2022-2023 годах - возможно, с привлечением управленцев из других частей страны.

Сохраняется особое внимание к инфраструктурному развитию регионов, а также устранению «цифрового неравенства» (обе темы затрагивались в ходе рабочей встречи Владимира Путина с гендиректором Российского фонда прямых инвестиций Кириллом Дмитриевым в конце декабря 2021 года). При этом задачи по распространению на регионы наиболее эффективных практик в сфере цифровизации могут решаться в том числе с привлечением комиссии Госсовета «Государственное и муниципальное управление» во главе с мэром Москвы Сергеем Собяниным.

Ставка руководства страны на развитие межрегиональных проектов (в том числе в сфере здравоохранения – например, межрегиональных центров оказания высокотехнологичной помощи детям, что обсуждалось на встрече президента с гендиректором Агентства стратегических инициатив Светланой Чупшевой) может стать дополнительным фактором конкуренции между субъектами Федерации за получение федеральной поддержки для структур на местах, которые могут стать опорными для реализации таких инициатив.

В 2022 году можно ожидать особого внимания Кремля и к развитию социальной инфраструктуры в регионах (эту тему президент затрагивал, например, в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам), дальнейшей реализации инициативы по социальной газификации, ситуации в индустриальных регионах с сохранением роли «Единой России» в качестве одного из ключевых институтов независимого контроля за реализацией соответствующих федеральных проектов (показателен призыв Владимира Путина к делегатам съезда партии «усилить общественный контроль») и возможным дальнейшим вовлечением в такую деятельность волонтерских движений и социально ориентированных НКО из регионов.

2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты

В тех регионах, где осенью 2021 года произошла смена руководства, продолжаются кадровые ротации, при этом врио губернаторов подчеркивают готовность к взаимодействию с местными элитами, особенно в условиях проблемных ситуаций в крупнейших муниципалитетах. Один из примеров - ситуация в Тамбовской области: врио губернатора Максим Егоров (карьера которого ранее была связана с Нижегородской, Тюменской областями, а также работой в федеральных органах власти) назначил своим заместителем по внутренней политике Александра Воробьева, который обладает значительным опытом работы в регионе. Это решение может способствовать разрешению длительного кризиса власти в Тамбове, который начался при предыдущем губернаторе Никитине и продолжается при Егорове. Сохранению нестабильности способствует значительная автономия местных элит, прежде всего врио главы администрации Тамбова Максима Косенкова («Родина») и серьезно влияющего на «мусорный» бизнес главы Котовска Алексея Плахотникова. О том, удастся ли Егорову стабилизировать ситуацию, можно будет судить после завершения конкурса на пост сити-менеджера Тамбова в конце января.

В первые месяцы 2022 года вероятно продолжение затяжных внутриэлитных конфликтов в субъектах Федерации, в том числе связанных с взаимоотношениями региональных и муниципальных властей. Так, исключение из «Единой России» по решению президиума Генсовета партии пяти депутатов Мурманского горсовета (включая врио главы города Тамару Прямикову) можно считать карт-бланшем губернатору Андрею Чибису на более интенсивное давление на местные элиты с целью разрешения кризиса, связанного с затянувшимся процессом избрания мэра города. При этом дальнейшее продолжение внутриэлитных конфликтов в регионе может стать поводом для более активного вмешательства федеральных структур (в том числе, возможно, с помощью «Единой России») в разрешение кризиса, что может стать проблемным аспектом и для действующего губернатора. Заявление Андрея Чибиса о готовности баллотироваться на второй губернаторский срок «если президент поддержит и люди проголосуют» (очередные выборы главы региона должны состояться в 2024 году) может свидетельствовать о стремлении мурманских областных властей подчеркнуть свою готовность сохранить жесткий подход в отстаивании своих интересов в рамках противостояния с региональными элитами. Смена руководства региона в 2022 году пока представляется маловероятной (если не произойдет резонансных чрезвычайных происшествий либо не будет реализован сценарий, связанный с пакетными перестановками, предполагающий замену сразу нескольких фигур как среди губернаторов, так и в руководстве федеральных ведомств). Пока более вероятно, что окончательно вопрос о возможности замены руководства региона будет решаться уже летом 2023 года, в преддверии старта президентской кампании.

Дополнительные факторы, ведущие к изменению внутриэлитного баланса в регионах, должны проявиться после принятия законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Конечно, основная часть его норм должна вступить в силу только с 1 января 2023 года, а до 1 января 2028 года должен будет продолжаться переходный период. Кроме того, в ряде регионов процесс утраты городскими и сельскими поселениями статуса муниципальных образований (в процессе создания единых муниципальных образований) активно шел и в предыдущие годы (яркий пример - Московская область). Тем не менее появление новых федеральных норм может ускорить подобные муниципальные реформы в тех регионах, где они не были доведены до конца. В целом ряде случаев это может стать поводом для локальных протестных кампаний, а также вовлечения в подобные конфликты политиков регионального и даже федерального уровня (например, в случае, если муниципальные образования представляют интерес с точки зрения крупного бизнеса, в том числе работающего в сфере застройки).

3.Предстоящие ротации в губернаторском корпусе

Временные рамки для кадровых ротаций в губернаторском корпусе в первой половине 2022 года будут зависеть, в частности, от эпидемиологической обстановки, а также масштабов введения необходимых ограничительных мер (в том числе практики применения системы QR-кодов) в регионах. На фоне более стабильной эпидемиологической ситуации перестановки могут быть проведены в более ранние сроки (например, в конце января-феврале), в случае более проблемной – подобные решения могут быть отложены по крайней мере до середины марта-начала апреля 2022 года.

По состоянию на начало января 2022 года прямые выборы глав в сентябре должны состояться в 14 регионах, целый ряд которых (например, Владимирская, Ярославская, Кировская, Томская, Свердловская области, республики Марий Эл, Бурятия и Карелия) обладает заметным протестным потенциалом. Это может способствовать более осторожной кадровой политике федерального центра в отношении других регионов - тех, где очередных губернаторских выборов в 2022 году не предполагалось.

4.Рейтинг влияния глав субъектов РФ

Большая пресс-конференция президента, крупные инфраструктурные и инвестиционные проекты, резонансные высказывания глав регионов и антикоррупционные расследования - в числе факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в декабре 2021 года.

Упоминание Владимиром Путиным в ходе большой пресс-конференции о планах продления трассы Москва-Казань до Тюмени становится позитивным информационным поводом для губернатора Тюменской области Александра Моора (перемещается с 6-го на 5-е место). Укрепляются позиции губернатора Новосибирской области Андрея Травникова (с 27-го на 26-е место), в качестве главы комиссии Госсовета по направлению «Наука» выступившего на совместном заседании Госсовета и Совета по науке и образованию под председательством президента.

После рабочей поездки главы Правительства Михаила Мишустина в Пермский край укрепляются позиции главы региона Дмитрия Махонина (с 24-го на 23-е место). После проведения под председательством вице-премьера Александра Новака совещаний по подготовке празднования 400-летия со дня основания Красноярска, а также по ситуации в топливно-энергетическом комплексе Дагестана усиливаются губернатор Красноярского края Александр Усс (с 14-го на 12-е место) и глава Дагестана Сергей Меликов (с 28-го на 22-е место).

Рабочие поездки вице-премьера-полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева в Бурятию и Камчатский край создают позитивные информационные поводы для Алексея Цыденова (с 63-го на 61-е место) и Владимира Солодова (с 75-го на 73-е место). Укрепляются позиции губернатора Пензенской области Олега Мельниченко (с 47-го на 45-е место): возглавляемый им регион был назван вице-премьером Татьяной Голиковой среди трех субъектов, где были полностью реализованы планы по строительству объектов здравоохранения. Встреча вице-премьера Юрия Борисова, полпреда президента в Уральском федеральном округе Владимира Якушева и губернатора Челябинской области с обсуждением проектов, реализуемых в регионе, укрепляет позиции Алексея Текслера (с 17-го на 16-е место).

Одобрение президиумом правительственной комиссии по региональному развитию заявок на получение инфраструктурных бюджетных кредитов от Ростовской и Мурманской областей способствует усилению влияния их губернаторов – Василия Голубева (с 35-го на 29-е место) и Андрея Чибиса (с 40-го на 38-е место). Ростовская область получит около 7,2 млрд рублей для комплексного развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону, а Мурманская - около 6,5 млрд рублей на развитие дорожной инфраструктуры и реализацию инвестпроекта «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений».

Восходящий тренд затрагивает врио глав регионов. Укрепляются позиции врио губернатора Владимирской области Александра Авдеева (с 68-го на 64-е место) – так, регион направил заявки на получение инфраструктурных бюджетных кредитов на общую сумму 3,9 млрд. рублей на реализацию проектов в Киржаче, Муроме и Коврове. Позитивным информационным поводом для врио главы Ярославской области Михаила Евраева (с 78-го на 76-е место) становится решение выделить региону из федерального бюджета дополнительно 1,2 млрд. рублей на благоустройство дворов в 2022 году. Усиливается влияние врио губернатора Тамбовской области Максима Егорова (с 76-го на 74-е место), однако ситуация в элитах и формирование власти в Тамбове остаются проблемными факторами.

Одобрение инвестиционной комиссией правительства Тульской области заявки компании Wildberries с общим объемом инвестиций около 24 млрд. рублей - выигрышный информационный повод для главы региона Алексея Дюмина (с 4-го на 3-е место). На фоне обсуждения планов строительства Северного широтного хода (в том числе, моста через Обь как важной составляющей проекта) усиливается влияние губернатора Ямало-Ненецкого административного округа Дмитрия Артюхова (с 12-го на 11-е место). Решение правительства выделить субсидию на строительство автодороги в обход Майкопа укрепляет позиции главы Адыгеи Марата Кумпилова (с 64-го на 63-е место).

Переходит в группу с очень сильным влиянием губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков (с 22-го на 20-е место). Из-за сохраняющейся неопределенности с выдвижением на новый срок покидает эту группу глава Свердловской области Евгений Куйвашев (с 20-го на 27-е место).

Реплика журналистки из Алтайского края в ходе большой пресс-конференции президента по поводу роста цен на топливо и проблем с началом отопительного сезона в некоторых муниципальных образованиях региона становится проблемным информационным поводом для губернатора Виктора Томенко (с 52-го на 53-е место). На фоне системных и резонансных расследований, затрагивающих органы власти и бюджетные учреждения Оренбургской области, ослабевает влияние губернатора Дениса Паслера (с 66-го на 77-е место). Получившие негативный резонанс высказывания губернатора Забайкальского края о необходимости чрезвычайных мер при проведении вакцинации («оцепить кварталы и вакцинировать всех по спискам») приводят к потере влияния Александром Осиповым (с 77-го на 80-е место).

Полный текст: http://apecom.ru/projects/item.php?SECTION_ID=101&ELEMENT_ID=7682
Итоги года «Забрабочего»

26.01.2022 19:12:55 (GMT+12)

Итоги года «Забрабочего»